Испытания автостекол – какие бывают
Ветровое стекло — важный элемент транспортного средства, от качества которого напрямую зависит безопасность людей, находящихся внутри. Лобовое стекло в автомобиле должно быть максимально стойким к атмосферным и механическим воздействиям. Ведь при установке некачественного автостекла пассажиры и водитель подвергаются риску телесного повреждения.
В соответствии с Правилами ЕЭК ООН, лобовое стекло должно отвечать характеристикам, исключающим при его разрушении нанесение повреждений. Согласно регламенту Правил, изготовителями должно быть проведено тестирование элемента кузова на соответствие стандартам безопасности.
Испытания автостекол: в обязательном порядке и на добровольной основе
Обязательная сертификация проводится с целью подтверждения соответствия стекла качественным стандартам, установленным Европейской экономической комиссией. Действуют они для заводов-изготовителей в странах, входящих в ООН. О соответствии автостекла евростандартам качества используется знак официального утверждения по Правилу 43R ЕК ООН - ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ БЕЗОПАСНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОСТЕКЛЕНИЯ И ИХ УСТАНОВКИ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ.
В Российской Федерации, республиках Казахстан и Беларусь также действует Технический регламент ТР ТС 018/2011 - ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
Согласно Правила 43R, автомобильное стекло, должно пройти ряд обязательных испытаний на прочность. К ним относятся:
- Испытание на стойкость к удару манекеном (имитирует удар головой в ветровое стекло при столкновении на скорости 60 км/ч);
- Испытание на стойкость к удару шара весом 2260 гр. (проверка нормативных показателей прочности стекла и пленки, а также необходимой гибкости стекла);
- Испытание на стойкость к удару шаром весом 227 гр. (определение минимальной механической прочности стекла, а также сцепления PVB пленки со стеклом при ударе небольшого твердого тела).
- Испытание на жаропрочность (проверка долговечности стекла в жарких условиях эксплуатации).
Добросовестные производители (к примеру, японская корпорация AGC) помимо прохождения обязательной сертификации дополнительно тестирует свою продукцию в рамках добровольных испытаний.
В ходе добровольного тестирования проводится проверка:
- механической прочности;
- стойкости к резким изменениям температурных режимов;
- адгезии слоев с PVB-пленкой;
- корректности работы установленных опций.
Тест на жаропрочность
Тест на жаропрочность проводится для определения стойкости автостекла к повышенным температурам. Для этого испытательные образцы ветрового стекла, заключенные в кассету, погружают в воду, нагревают и кипятят на протяжении 2-х часов. Для успешного тестирования недопустимо отслаивание по краям PVB пленки и образование пузырей на ее поверхности.
Таким образом, проверяется насколько долго будет служить стекло, при его эксплуатации в жарких климатических условиях.
На ударостойкость
Для теста на удар головой в лобовое стекло с высоты 150 см на него роняют конструкцию, имитирующую тело человека, с шаром вместо головы весом 10 кг. При ударе должны образовываться многочисленные радиальные и круговые трещины, разрыв PVB пленки при этом не должен превышать 35 мм.
Для тестирования удара камнем на образец сбрасывают 227-граммовый шар. Так определяется сцепление PVB-пленки со стеклянными слоями триплекса и его минимальный предел прочности.
Для определения максимального показателя прочности в месте наименьшего изгиба стекла вырезают участок, на который роняют 2260-граммовый шар. Образец считается не прошедшим тестирование, если он проломился, а предел сопротивления был меньше 5 сек.
Важный момент, что все эти испытания проводятся на новом стекле, не подверженном износу и не имеющем трещин. Эти показатели прочности являются минимальными значениями, чтобы сохранить жизнь и здоровье водителя, пассажиров и пешеходов при столкновении.
Но если стекло имеет следы износа или на нем имеются сколы либо трещины, такое стекло становится опасным и не может положительно пройти аналогичные испытания. Его прочность снижается в несколько раз!
В переводе на дорожную ситуацию - вероятность при столкновении вылететь через ветровое стекло или твердому предмету проникнуть в салон автомобиля возрастает в несколько раз!
Поэтому, не стоит затягивать с ремонтом или заменой ветрового стекла при наличии на его поверхности повреждений. Это ваша безопасность!
Имитация эксплуатационного износа
Стойкость стекла к износу проверяется в добровольном порядке. Для этого проводится испытательное царапание с помощью скретч-тестера. Тестирование будет признано успешным, если на месте нанесенных царапин через 24 часа не образовались трещины. Обусловлено это тем, что затертости и царапины, образовавшиеся при эксплуатации, не должны вызывать растрескивание стекла. Но и в этом случае прочность стекла так же снижается.
Имитация дефектов от удара гравием
Наиболее часто
При тестировании используется боек весом 3 г с алмазным наконечником. Проверка проходит в свободном падении тестера с высоты 0,30 м. Испытание будет признано успешным, если раскол произойдет при падении бойка с высоты не менее 0,9 м.
Активно эксплуатируя транспортное средство, нужно быть готовым к образованию сколов и трещин на лобовом стекле от ударов камней, шипов и прочих твердых предметов. Но если в автомобиле стоит качественное автостекло, вы можете быть уверены в его прочности и следовательно, быть уверены в соблюдении должного уровня безопасности при движении транспортного средства.
Подведем итог
В процессе эксплуатации ветровое стекло подвержено воздействию различных внешних факторов, что ведет к образованию дефектов: царапин, трещин и сколов. Чтобы попадание различных предметов, столкновения в результате ДТП, не принесло водителю, пассажирам и пешеходам каких-либо травм и увечий, ведущие производители автостекол, постоянно проверяют свою продукцию на соответствие международным стандартам безопасности. Ведь стеклу недостаточно просто разбиться, стекло должно разбиваться правильно, чтобы не допустить попадание осколков в салон автомобиля, или пробитие стекла головой человека. Стекло должно быть умным - одновременно прочным, когда камень попадает в него, и мягким, когда пешеход ударяется головой об ветровое стекло автомобиля.
Купить качественные автостекла можно в одном из филиалов федеральной сети установочных центров AG Experts. Подробнее с ассортиментом вы можете ознакомиться на сайте в каталоге.